суббота, 2 февраля 2013 г.

НАКАЗАНИЕ... Тайная комната детской души




На прием пришла семья, муж и жена. Они обеспокоены поведением сына, который не слышит их, часто ведет себя агрессивно по отношению к своей сестричке и огрызается маме. Папу слушается,  и то лишь потому, что боится. В последнее время у него упала успеваемость в школе. Классный руководитель жалуется на агрессивное поведение, сменяющееся замкнутостью и уходом в себя… Мальчишке 10 лет. Родители, уставшие и обессилившие от «непослушания» сына, пришли, чтобы понять причины его поведения. Мама очень активная и разговорчивая, рассказывает о сыне… и понимает, что они (родители) что-то не так делают. Папа молчалив. Спустя некоторое время, наблюдая за мной и процессом разговора говорит мне - «я устал его бить, он совершенно не слушается мать! Меня боится… » «Бить? Удивилась я — Ведь ему уже 10 лет? Папа говорит: — «Это единственный способ обратить его внимание на его же поведение…»

Мне стало очень грустно. Я представила мальчишку его же возраста, безусловно любящего родителей… заплаканного от папиного способа "обратить внимание", с душевной болью… (чаще всего травмы остаются не на теле), терзающегося мыслями «неужели я так плох!» и затаенной ненавистью в конфликте с любовью к родителю… И страхом… В последствии страх притупляется и заменяется гневом, который безопасней выразить на младшую сестру или на школьного учителя, немного напоминающего родителя.

Вернувшись к разговору, я расспросила Папу, как его воспитывали. Он рассказал печальную историю: « Мама била за всякий пустяк и не пустяк, била всем, что попадало под руку, приговаривая, что «ты мне душу съел». Вспоминал равнодушного отца, который совершенно не интересовался его жизнью и младшую сестру, которой восхищались. Ведь она была послушна и училась хорошо. Вспоминал про душевную боль, несправедливость,  про то, что не выдержал, ушел…, далее наркотики, тюрьма… Наученный жизнью Папа прослезившись сказал мне: — «Я, когда бил своего сына, у меня сердце кровью обливалось.. Ведь я сам ненавидел, когда на меня поднимали руку!  Мне, похоже, необходимо  попросить у сына своего прощение… Я не хочу, чтобы он прожил мою жизнь…»

В своей практике, я много раз слышала про то, как родители наказывают своих детей. Чаще всего, это шлёпанье по попе ремнем (называют витамин «Р») или розгой (к розге прибегают, ссылаясь на Священное Писание). Чаще поддерживают физическое наказание папы, желая вырастить из ребенка «настоящего мужчину» и неосознанно боясь, чтобы из ребенка не вырос «монстр», при  этом не замечают, как сами того не желая воспитывают  «агрессивного» или «теряющего» жизнь ребенка, замкнутого и ненавидящего себя и окружающих. Ведь урок ненависти ребенок уже получает, когда на него поднимается рука любящего родителя. Ребенок усваивает, что «любить —значит бить». Вырастая мужчиной, он начинает реализовать свою «жестокую» любовь к своей жене или детям. Или, не дай Боже, уничтожать нации, как это делал Гитлер (ведь его отец был достаточно жестоким к своему сыну). Не хочу сгущать краски, а хочу приоткрыть занавесу детских переживаний. Вспоминаю девятилетнего мальчишку, который рисовал свою проблему в виде ремешка и капелек слез — «Это папин ремешок и мои слезы… », девочку подростка, где в рисунке она нарисовала мать в виде дракона с длинным красным языком и лужей крови (мать била  тринадцатилетнюю девочку). Помню славного 6-ти летнего мальчишку, рисовавшего мешочек страхов полный крови с расчленённым телом (отчим его наказывал ремнем). Мальчишка боялся, что отчим его убьет,  рассказывая мне о своей ненависти к нему. Не смогу забыть 35-летнюю женщину, которую в детстве наказывала шлепками мать, она не понимала за что, но «это моя мама — она знает за что». Сейчас эта женщина в глубокой депрессии, страдает она и ее ребенок  от жестокости своего собственного мужа, который очень «сильно ее любит».

Есть родители, которые чуть ли не с умилением вспоминают свои «шлепки», гордясь, что выросли «замечательными людьми. Их родители «выбили» всякую «дурь» — «кто знает, что из меня получилось бы». И конечно повторяя опыт своих предков «выбивают «дурь» из своих детей. Сегодня дети, переживавшие физическое наказание, чаще чувствуют нелюбовь родителей. В  этом случае, только ухудшаются взаимоотношения.  Ведь в шлепках много родительского бессилия, гнева и собственного стыда за поведение ребенка и желания получить быстрый результат. Ребенком в страхе — легче управлять (и не только ребенком). Физическое наказание экономит время, лучше один раз «шлепнуть», нежели тысячу раз сказать. Ребенок, парализованный страхом, все сделает, чтобы удовлетворить всемогущество родителя, в тайне мечтая вырасти, чтобы почувствовать свое всемогущество.

Чтобы оправдать свой подход, некоторые родители, манипулируя, ссылаются на некоторые места из Библии[1] (см. ссылку), подтверждающие, по их мнению, обоснованность физического наказания. Они видят в них основной принцип приучения к дисциплине. Не замечая, что в Новом Завете[2] совершенно нет места для «розги», а сотни других строк о любви, сочувствии, понимании, готовности помочь, общении, прощении, руководстве, доброте и самопожертвовании. Ребенку сложно понять, когда родитель учит, что драться нельзя, бить слабого — это плохо, а сам демонстрирует противоположное, что оказывается можно бить слабого, бессильного, а ведь таким является ребенок. В Новом Завете апостол Павел обращаясь в письме к Ефесянам и Колоссянам, дает наставление: «И вы отцы (родители), не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:1-4), «Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол.3:20:21). В письме к Тимофею (Новый Завет) ап. Павел пишет о диаконах, «хорошо управляющих (своими) детьми и домом своим» (Тим 3:12). Столько много родительской ответственности в этих словах: не раздражать, воспитывать[3] и управлять. Сторонники физического наказания по видимому забывают, что даже упоминаемый в Библии (образным языком) «жезл» и «посох»[4] пастыря были предназначены не бить овец, а чтобы защитить их от хищников. Пастырь овец шел всегда впереди, заботясь, показывая дорогу, ища хорошие пастбища и создавая безопасность для своего стада. Я даже не могу представить заблудившуюся овцу, найденную пастухом, которую пастух «лупит» от злости «наставляя на путь истинный» и таким образом научая ее жить.

Порка, и  такие невинные удары  как шлепок по руке, опасны для ребенка:

  • Ребенок научается насилию, особенно над  слабыми.
  • Разрушается безусловная уверенность, в которой нуждается каждый ребенок — что он любим.
  • Ребенок становится тревожным, тревога усиливается (ожидание следующего удара) и может сформироваться в черту характера. Для ребенка тревога может быть невыносимой, в тревоге прячется страх и как следствие — ребенок становится раздражительным и агрессивным.
  • В физическом наказании содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев (часто не принадлежащий ребенку, адресат гнева может быть другой, к примеру, жена или начальник, но на ребенка  выразить гнев проще).
  • Чаще всего взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве (повторяя опыт своих родителей) и не осознавая его последствий.
  • Физическое наказание вызывают гнев у ребенка и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется только на много позже.
  • Ребенок  научается  принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Противоречивая информация только усиливает дезориентацию. Мозг ребенка хранит эту информацию…
  • У ребенка разрушается  восприимчивость к собственному страданию и состраданию к другим (притупляется сочувствие: «я терпел, а теперь ты потерпи!»).
  • Ребенок ощущает свое бессилие и неспособность отстоять свои границы и права. Неспособность защитить себя от унижения (и в жизни такому человеку сложно идентифицировать унижение, ему становится привычным быть униженным).
  • Ребенок становится жертвой, в жизни может появиться тот, кто будет использовать власть и владеть им.
  • Ребенок может получать удовольствие от физического наказания (рекомендую посмотреть фильм «Опасный метод»).
  • Ребенок чувствует себя тотально плохим, он прячет обиду, токсический стыд и страх.
  • Ребенок становится неуверенным в себе (робким и замкнутым).
  • Физические наказания ограничивают способность ребенка познавать себя и мир. Такие дети испытывают в большей степени заторможенное когнитивное развитие.
  • Провоцируя наказания, ребенок искаженным способом ищет контакт с родителем, получая, таким образом, родительское внимание, которое естественным способом ему сложно заполучить.
  • Ощущая страх перед физическим наказанием, ребенок научается врать, чтобы защитить себя от насилия, боли и унижения, стыда, вины и обиды...

Какой урок, и с какими последствиями может вынести ребенок из порки и битья?

Ребенок узнает:

  1. Что ребенок не заслуживает уважения.
  2. Что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле в корне неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать. Необходимо помнить о ПООЩРЕНИЯХ).
  3. Что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы).
  4. Что насилие — проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
  5. Что отрицание чувств — нормальное здоровое явление (гораздо позже тело расплачивается за это ложное убеждение психосоматическими заболеваниями и депрессией).
  6. Что со взрослыми я НЕ могу чувствовать себя в безопасности.
  7. Что ложь может спасти от наказания.
  8. Физическое наказание и угроза накапливает в ребенке гнев, который он вытесняет.

Вытесненный гнев у детей проявляется:

  • Насмешками над слабыми и беззащитными.
  • Драками с одноклассниками или вербальной агрессией.
  • Всяческим унижением девочек, символизирующих мать.
  • Плохим отношением к учителю.
  • Выбором телевизионных передач и видео игр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева, идентификацией с их героями. (Дети, которых растили в спокойной и любящей обстановке и никогда не били, меньше интересуются такими фильмами).
  • Поломкой детских площадок и не только.
  • Разрушающим и саморазрушающим поведением ребенка.

Вытесненный гнев у взрослых проявляется таким образом:

  • Выбором физических мер воздействия на ребенка как самого эффективного "воспитательного" приема (такой человек и другим от всей души дает совет поступать так же). На самом же деле собственное страдание вымещается на следующем поколении.
  • Отказом признать какую-либо связь между насилием, испытанным на себе в детстве, и насилием, проявляемым по отношению к собственным детям сегодня.
  • Выбором профессий, связанных с применением насилия или власти.
  • Восприимчивостью к политической демагогии, готовностью проявить насилие по отношению к найденным политиками "козлам отпущения" — представителям "нечистых" рас, социальным и религиозным меньшинствам; участием в этнических "чистках"… это позволяет излить наружу долго копившийся гнев, не испытывая при этом чувство вины.
  • Вследствие привычного послушания перед лицом насилия, испытанного в детстве, — готовностью подчиниться любой власти, напоминающей власть родителей, — так немцы подчинялись Гитлеру, русские — Сталину, сербы — Милошевичу…[5]

 Это не легкий труд уметь донести до ребенка о его поведении, уметь слышать ребенка, уметь общаться с ним, понимать его, уделять ему внимание, время и не прибегать к физическому наказанию. Это намного сложнее. Наказывать — проще…
Наталья Простун


[1] «Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгой, он не умрет: Ты накажешь его розгой и спасешь душу его от преисподней» (Притчи Соломона 23:13-14) «Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит его от него (Притчи 22 15),  «Кто жалеет розги своей, то ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13:24), «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в пренебрежении, делает стыд своей  матери» (Притчи 29:15)

[2] Новый Завет — это та книга, с чтения которой должно происходить знакомство с христианством. Узнать о настоящем, историческом Иисусе можно лишь взяв первоисточник информации о нём — свидетельства его учеников, апостолов. (http://predanie.ru/audio/bible/sinodalnii-perevod/).

[3] До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание», поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…» (Викепедия).

[4] Псалом Давида 22 (Библия), очень хороший пример Бога, как заботиться родителю о детях.


[5] Больше можно узнать в книге Алис Миллер «Воспитание, насилие и покаяние» а также в книге Сюзан Форвард «Токсические родители».