Работая с родителями, я стала
замечать, две тенденции. Одни родители, прежде чем родить ребенка, готовились,
читали литературу, обращались к специалистам, переосмысливали свой детский
опыт. Другие родители, и, к сожалению их больше, которые не готовы к родительской
роли, или родили ребенка, потому что
надо (стереотип общества). В числе первой группы родители успешно справлялись с
трудностями детского возраста. В числе второй группы, дети нуждались в
психологической помощи, а также сами родители нуждались в поддержке.
Родительство – это серьёзный период в нашей жизни, это миссия, к которой нужно
готовиться. Это профессия, для которой нужно образование. Знать возрастные
особенности своего ребенка – это быть понимающим родителем. Наверняка каждый из нас жаждет стать любящим,
внимательным теплым и заботливыми папой и
мамой. Установление контакта с родившимся ребёнком
и последующее его воспитание — дело не из легких. Необходимы
знания и мудрость и понимания себя, своих мотивов и потребностей своего ребенка.
Родительство просто не возможно без
проблем и противоречий. Эти трудности и противоречия неизбежны и объективны.
Они никак не зависят от материального
уровня, социального статуса и даже от образования человека. Хорошо, когда наши
родители, были прекрасным примером «безусловного принятия», чуткого отношения к
нашим потребностям. Но не всегда было так. В нашем случае необходимы знания,
иной опыт, который мы можем приобретать, подглядывая в книгу или за другими благополучными семьями, ассимилировав
свой жизненный опыт и опыт своих родителей.
Искусство быть родителем, это конфликт между «безусловной любовью» и
принятием и носителем общественных норм и правил поведения и первым источником
того «как надо». «Внутри» родительской любви находятся два во многом
противоположных чувства. С одной стороны – это глубинная связь с ребёнком, с
другой – объективное (а порой совершенно необъективное) отстранённо-оценочное
отношение. С одной стороны – родитель хочет счастливого детства для своего
ребёнка, с другой – живет страхами за его будущее. С одной стороны он любит
своего малыша такого, какой он есть (каким бы он ни был), с другой – принимает
или не принимает его в зависимости от того, как он себя ведёт и что умеет. И
все эти противоположности в одном человеке и в одном чувстве, родителе. Именно
эта внутренняя борьба порождает трудности родительства, а порою даже его
драматизм.
Материнская любовь полна
самоотверженности, самоотречения, альтруистического, и совершенно бескорыстного
отношения. Она порождает не просто близость и родство, но единство матери с
ребёнком, сильную аффективную связь с ним, когда его переживания, трудности или
успехи переживаются даже острее, чем свои. Главное желание родителя при этом –
чтобы у него (или у неё) всё было хорошо и ради счастья и благополучия ребёнка
любящие родители готовы на любые жертвы (множество примеров этого дают литература,
кинематограф, да и сама жизнь). Именно через такую любовь происходит становления
успешной личности. В ней у ребёнка рождается чувство своей нужности,
полноценности, уникальности, которое становится основой жизни человека. Без
бескорыстной, абсолютной и безусловной любви ребенок вряд ли вырастет полноценным
человеком. Но это лишь одна сторона родительской любви.
Вторая сторона более прагматична, реалистична
и драматична - «сделать с ребенка человека». Ведь родитель ответственен не только
за ребенка, но и перед ребенком (Франсуа Дальто). Вторая часть чаще
игнорируется. Тотальная ответственность за будущее ребёнка порождает оценку его
реальных достижений, способностей, навыков и умений. Он должен вовремя
научиться говорить, проситься на горшок, самостоятельно одеваться, потом
научиться читать, считать, писать и так далее. Именно родитель является для
своего ребёнка носителем общественных норм и правил поведения и первым
источником того «как надо». И каждый раз родитель сравнивает своего ребёнка со
сверстниками того же возраста, поощряет или порицает своё дитя, требует
определённых действий и умений. При этом родитель, опираясь на собственный или
чужой опыт, представляет, что и как должен делать его ребёнок в данном
возрасте: как он должен себя вести, что уметь, как относиться к старшим и т.д.
Таким образом, он ждёт от своего чада определённых достижений и прилагает все
возможные усилия для их воплощения. Увы, эти ожидания далеко не всегда
оправдываются. Опасность состоит в том, когда требования и правила берут вверх
над «безусловной любовью». Родитель может не замечать, как хочет восполнить
свои не реализованные мечты в ребенке. Он устанавливает ряд требований, которые
могут быть непереносимы для ребенка. Особенно страдают дети родителей «перфекционистов»,
ведь достичь тех требований просто невозможно и сам родитель не знает где конец
этих требований. Постоянное недовольство ребенком приводит к полному отсутствию
активной позиции и притупляет познавательный инстинкт. Ребенок может достигать
определенных результатов автоматически пытаясь угодить родителям и при этом не
получая никакого удовольствия. Или наоборот, ребенок «устает» от требований,
замыкается в себе, его успеваемость падает (если это школьник), чувствует себя
неспособным, а ведь неспособный никак не может быть успешным.
С поступлением ребёнка в школу у
многих родителей отстранённо-оценочное отношение явно начинают перевешивать над
нормальной материнской любовью. Мама видит в ребёнке не своё любимое дитя, а не
слишком удачного школьника и стремится сделать всё возможное, чтобы исправить
его и «повысить его успеваемость». Но очевидно, что без реальной эмоциональной
связи это благородное стремление не может иметь позитивного результата. Нотации
и призывы матери вызывают лишь взаимное разочарование: состояние одиночества и
отчуждения у ребёнка и ощущение своего бессилия и раздражения у матери.
Баланс между «безусловной любовью» и требования (правилами) к
ребенку необходим. При этом «безусловная любовь всегда должна быть
фоном и тогда правила, требования и нормы общества легче усваиваются ребенком.
Самое страшное для ребенка – это потерять "безусловную любовь" родителей. И
часто у меня на приеме дети говорят «о, если бы родители меня любили!..»
Наталья Простун
|
О родителях. О детях. О семье... "Каждый взрослый человек имеет в своей душе тайную каморку, где хранятся реквизиты драмы собственного детства. Его дети – единственные, кто беспрепятственно могут войти туда" Алис Миллер
пятница, 11 января 2013 г.
Исскуство быть родителем
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий