Указания
Дети,
которым постоянно указывают, вырастают инфантильными, пассивными, зависимыми,
они легко управляемы каким-либо авторитетом. Послушные указаниям дети —
родительская отрада на начальном этапе детства, но ближе к подростковому
возрасту, родители рискуют столкнуться с двумя разными на первый взгляд, но
схожими в сути своей проблемами. Потому что из послушных детей вырастают либо
неспособные к взрослым решениям, безответственные, плывущие по течению,
ожидающие пока кто-то и что-то за них решит, взрослые. Либо, став подростками,
привыкшие подчиняться авторитету дети, выбирают для своего подчинения других
кумиров, и сильно повезет всей семье, если авторитет окажется не криминальным,
не наркоторговцем и не представителем религиозной секты.
Такие дети
очень подвержены любому влиянию, всегда в поиске сильной фигуры, всегда готовы
некритично и необдуманно подчиниться. В отсутствие такой фигуры теряются,
проваливаются в пустоту, либо начинают страдать, попадать в неприятности,
болеть для того, чтобы вызвать сострадание или активное участие в их судьбе.
В качестве
сопротивления постоянным указаниям может выработаться протестное поведение,
маргинальность, социальная дезадаптация. Такой ребенок или выросший взрослый
вместо того, чтобы строить свою жизнь, продолжает бороться — с собственными
родителями, с системой — тратя на это силы, здоровье, жизнь.
Он был почти
счастлив, пока они не развелись. Она всегда определяла, что купить, где
починить, какую рубашку лучше всего надеть к празднику. Она решала, в какую
школу пойдут дети, куда они поедут отдыхать, в каком районе стоит приобрести
дачу. От ее энергии в доме всегда все бурлило, все решения были верными, все
блюда были вкусными, все праздники веселыми. И он совершенно не понял, почему
она как-то вдруг ушла к другому, ведь он делал все, что она говорила. И почему
дети теперь не рвутся приезжать в его опустевшую и гулко утопающую в тишине
квартиру. Ему не понятно, как теперь жить, и маму уже не спросишь, она уже
давно лежит на старом кладбище. Он ждет. Быть может, все же кто-то придет и
скажет, как ему жить дальше. Всегда найдется кто-то, кто даст хороший совет,
вот соседка с первого этажа уже подсказала ему, как почистить его старый,
покрытый пятнами, пиджак...
- Постоянно указывая ребенку, мы отнимаем у него способность желать, возможность осознать, чего он хочет, намерение принимать решение, начать добиваться, взаимодействовать с миром.
- Указывая, мы не помогаем ему формировать собственную позицию и взгляды, мы заменяем их своими, уже сформированными, соответствующими нашей жизни, обделяя его возможностью протестировать реальность и определить, что именно стоит в том или ином случае предпринять, как поступить.
Альтернатива
указаниям
Нам, родителям, часто не хватает терпения, времени, душевных сил для
того, чтобы сопровождать наших детей в их потребностях, выборах и решениях. Нам
зачастую легче самим все взвесить, все обдумать, все выбрать, принять решение,
а иногда и сделать за них, и.., к сожалению, чуть позже встретиться с
последствиями нашего выбора. И услышать «тебе надо, ты и делай», «ты хотела,
чтобы я туда поступил, я поступил, чего еще ты от меня хочешь?».
Как ни
странно, если позволять ребенку с детства хотеть и выбирать, во всяком случае,
в не опасных для его жизни и здоровья моментах, то он учится принимать
осознанные, соответствующие именно его жизни решения. Ему значительно полезнее
научиться взвешивать свои силы и возможности и в случае необходимости уметь
обращаться за помощью к миру и окружающим его людям. Поэтому вопрос «Тебе
помочь?» значительно полезнее, чем утверждение «Ты не можешь, дай я сделаю сам»
или «Делай, как я тебе сказал, что за самовольство такое!».
Взято из книги
И. Млодик, "Метаморфозы родительской любви, или как воспитывать, но не калечить"
Комментариев нет:
Отправить комментарий