воскресенье, 16 июня 2013 г.

Как воспитать ребенка не калеча... Немного о "критике".



Родительские методы...
Воспитывая ребенка, родители часто прибегают  к тем проверенным методам, которые сами ощущали "на собственной шкуре". Методы надежные, ведь ими пользовались наши родители и вырастили из нас, хороших людей. Ведь "дети — это существа, наделенные чем-то порочным, неправильным, искаженным, и наша святая задача — сформировать из ребенка могучее, доброе и светлое»... Основной мотив "искоренить и переделать". И конечно же, не смотреть, не видеть, не признавать собственных ошибок, недостатков и родительских «пороков».
Таким образом, исходя из этого воспитательного мотива «искоренить и переделать», главным и основным в родительском воздействии на ребенка выработались такие незатейливые родительские приемы, как оценивание, критика, принуждение, устыжение, ограничение, угрозы. Главной детской добродетелью оказывалось послушание, признание собственного несовершенства, виновности и стыдливости, а также стремление максимально соответствовать родительским ожиданиям, часто невыносимыми для ребенка. Любимые инструменты, которые использует родитель— манипуляции, принуждения, угрозы, наказания, поощрения, похвала. Ведь только так можно растить из ребенка "нормального человека" Любимыми средствами  достижения родительской цели — собственное недовольство и вызывание в ребенке чувства вины, стыда, страха, только так можно достичь идеи "сделать" из ребенка "человека" 
(Н. Простун)

КРИТИКА
 Используя критику, как метод воздействия, родители свято верят, что критика заставляет детей стараться стать лучше, стремиться к высокому, к достижениям, к далеким и светлым целям.
Послание, которое дает родитель, критикуя: «Вдруг ты не знаешь, где ты ошибся, в чем ты плох и несостоятелен. Моя святая задача — доносить это до тебя постоянно, иначе ты не заметишь своих оплошностей и слабых мест, возомнишь о себе, зазнаешься и не будешь стараться быть лучше».
Ребенок, которого часто критикуют, вырастает очень зависимым от чужих оценок. Чаще всего из него получается перфекционист, чьи силы съедаются постоянными напряжением и тревогой. Он всегда недоволен собой и всем, чего бы ни добился, хотя усилий предпринимает много, и ему вполне уже можно было бы начинать гордиться тем, чего достиг. Но он всегда в ожидании провала, привык обесценивать себя и свои достижения, а также окружающих его людей. От этого у него всегда проблемы в отношениях, он часто страдает от разрушившихся иллюзий.
Страх получения плохой оценки или плохого результата делает ребенка напряженным, истощенным, зависимым, заставляя его смотреть на мир только через призму достижений, результатов, безошибочных решений. Он отнимает у него радость от любого процесса (творчества, обучения, деятельности), оставляя только радость от редких побед, периодически наполняя его жизнь ощущением собственной негодности, боязнью совершения ошибок, напряжением в бесплодных попытках контролировать все свои чувства и потребности, а также в столь же бесплодных попытках угодить другим людям, дабы не вызвать их критику.
В некоторых случаях, уставая сопротивляться критике, что-то доказывать всем вокруг, ребенок решает стать окончательно «плохим»: двоечником, лоботрясом, хулиганом, чтобы разрушить родительские ожидания и перестать поддаваться на их манипуляции.
Мать всегда считала своим долгом проверять его домашние работы. Переписывание целой страницы — традиционное следствие найденной ошибки. Он всегда помнил, «из какого места у него растут руки», что «лень вперед него родилась», и что «соседская Маша никогда бы не написала контрольную на “три”, потому что любит своих родителей». Отец подробно любил распространяться на тему «я в твои годы, а ты...», бабушка с вечно поджатыми губами уверяла, что «никакой институт ему с такой успеваемостью не светит».
Институт он, конечно, закончил, и даже работа теперь у него хорошая, мало кто в его годы мог бы оказаться на такой должности. Вот только силы его уже на исходе, несмотря на то, что ему всего «недотридцать», по больницам ходить уже нет ни сил, ни времени. Напряжение, в котором он живет, боясь совершить ошибку, уверенность в том, что это непременно произойдет, и беспощадность, с которой он привык к себе относиться, раз за разом приводят его к врачам, которые только и делают, что разводят руками, не находя особых причин, по которым разваливается и болеет его молодое тело. И даже пожаловаться ему некому. Занимаясь своей карьерой, она так и не обзавелся ни друзьями, ни девушкой. И если уж совсем честно, то он понятия не имеет, как это делается.
Критикуя ребенка, мы забираем у него его самоценность (то есть уверенность, что он ценен для нас без каких бы то ни было своих достижений), и забираем его самооценку (то есть способность трезво и реально оценивать самого себя). Критикующему родителю важно отдавать себе отчет в том, что ребенок-перфекционист становится самым тревожным, старательным, усердным, но, отнюдь не самым лучшим или успешным, и уж точно не самым счастливым. Окончательно «закритикованный» ребенок может уйти в депрессию и начать отказываться от любой деятельности, даже от той, что ему вполне по силам.
Альтернатива критике — обучение ребенка оценивать собственную деятельность, поскольку гораздо важнее уметь самому оценивать свою работу, чем быть зависимым от чужой оценки, которая, к тому же, может оказаться совершенно субъективной, непоследовательной или даже неадекватной. Единственное сравнение, которое не мешает нам расти, — это сравнение нас с самими собой прежними. Поэтому значительно полезнее поддерживать ребенка словами «раньше ты этого не умел, а теперь умеешь все лучше и лучше», чем, не замечая его роста и достижений, вдалбливать ему: «Из тебя такого никогда ничего путного не выйдет».
Важно также поддерживать в ребенке способность получать удовольствие от процесса, обычно свойственное детям, не замученным оценками и перфекционистскими ожиданиями своих родителей.. Получение удовольствия от любого дела сделает процесс обучения или творения увлекательным, ненасильственным, ведь тяга ребенка к развитию будет основываться на стремлении к узнаванию, расширению, удовольствию, а не на страхе наказания и стремления избежать плохой оценки.
По возможности родителям, склонным к критике, стоило бы, давая обратную связь на дела и творения ребенка, скорее, делиться чувствами, рассказывать о своих ощущениях, расспрашивать, интересоваться, чем расставлять оценки, выносить вердикты, объявлять приговоры. 




Продолжение следует.. (поговорим о следующем воспитательном вмешательстве  "указаниях" ;) 
 о
Взято из книги
И. Млодик, "Метаморфозы родительской любви, или как воспитывать, но не калечить"



Комментариев нет:

Отправить комментарий